Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Есть несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением. С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью. Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции: определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть; превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации; мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия. Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно. Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.
Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице. Наименование Краткая характеристика Примеры Эмоции Простейшие реакции на внешний мир Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление) Чувства Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные. Настроение Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное. Воля Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.