Советы родителям

 

Формируем навыки самообслуживания

 

В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиенические  навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и навыки самообслуживания. Возможно, эти  навыки  сформированы частично. В этом  случае могут  возникнуть  трудности  в процессе  адаптации. Особенно если  дома соблюдение режимных  моментов  и  сами навыки  осуществляется  в  отрицательно окрашенной  эмоциональной  обстановке.  Тогда  в группе малышу  будет сложно  выполнять требования  воспитателя  и он  будет  протестовать против них, избегать. Как следствие,  не принятие ребенком   обстановки  детского  сада и трудности  в адаптации.

Во время  подготовки  к новому  учебному  году  мы решили  на-    помнить родителям, как  обучать  малыша  культурно-гигиеническим навыкам:

  • обучение  проходит при совместной  деятельности взрослого и ребенка:
  • обучение должно быть постепенным, по мере овладения простым действиями, вводить   более сложные составляющие;
  • при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах» (Например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки  губами, а не языком. Взрослый при этом  вытягивает губы «трубочкой», имитирует  втягивание  его содержимого.);
  • по мере  приобретения  навыка  доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается, взрослый только наблюдает, подсказывает правильное  действие;
  • поощрение самостоятельных  действий  укрепляет  положительное  отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности.
  • ласковый  голос, спокойное  и доброжелательное  отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки  делают процесс формирования навыка  более  привлекательным.

Учимся умываться

  • Завернуть  рукава  одежды
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки
  • Смыть  мыло под струей воды
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз  обмыть руки водой
  • Снять полотенце
  • Насухо вытереть  лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются)
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

Учимся пользоваться полотенцем

Предложить   ребенку

  • Снять  полотенце  с крючка
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
  • Поменять руки местами

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом.

 

Учимся пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит
  • Показать  функциональное  назначение  расчески и формировать  навык  ее использования
  • Исключить возможность  пользования чужой расческой

 

Учимся пользоваться зеркалом

 

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, рассматривать  свою одежду)
  • подводить малыша  к зеркалу, обращать  внимание  на чистоту одежды и лица

 

В детском  саду   процессы  приема  пищи,  одевания-раздевания,  сон   чаще  сопровождаются  плачем, так как  раньше  все  эти функции  выполняла  мама. Поэтому  в общении  с детьми  очень важно использование  элементов  устного  народного  творчества. Сказки, потешки,  загадки, уговорушки являются незаменимым  средством  установления  контакта  с ребенком. Ласковый  говорок  потешек и прибауток вызывает у него  радость. Именно через  элементы фольклора  легко  донести до ребенка  свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Использование  элементов устного  народного  творчества способствует  развитию  речевых  навыков, обогащению словарного  запаса и приобщает к красоте  речи.

 

ПОТЕШКИ  ПРИ УМЫВАНИИ

 

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

 

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А водичка булькает

А водичка пениться

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

Хлюп-хлюп  ручками,

Полон  мыла таз

Ты не трогай, Катенька

Мыльной ручкой глаз.

 

Водичка  серебристая

Струиться из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

ты как сюда попала?»

«Через  луга росистые

Я в детский сад  бежала».

«Водичка серебристая,

зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг  сверкало».

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Из колодца принесла

Курица  водицы.

И цыплята всей  гурьбой

Побежали мыться.

 

В ручейке вода струиться

В речке плещется вода.

Мы под краном будем  мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

 

 

 

ПОТЕШКИ ПРИ  ОДЕВАНИИ

 

 

Моя Катя  маленька,

На ней шубка  аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

 

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

 

Надеваем  шапочки,

Надеваем  курточки,

Застегиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все  гулять.

Ой, забыли мы про туфельки.

Обуем  туфельки на ножки.

Эту на правую ножку,

Эту на левую ножку.

 

Наденем на ножки

Новые  сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

 

Завяжи потуже  шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу.

Гулять хочу.

 

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.

 

ПОТЕШКИ  НА ПРОГУЛКЕ

 

Ночью выпал  первый снег.

Я оделась  раньше всех.

Я санки качу,

Гулять  хочу.

 

Покатились санки вниз,

Крепче Катенька держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А нет то, разбиться можно.

На горочке  нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть.

 

Крепче  стал  мороз  никак,

Мы  замерзнем  стоя  так.

Чтоб  согреться  поскорей,

Будем  прыгать  веселей.

 

 

 

ПОТЕШКИ  «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»

 

 

Ходит  Сон по хате,

В сереньком  халате,

А Сониха  под окном -

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни.

 

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят, всему  миру спать

велят.

 

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших  деток усыплять.

 

 

 

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька,  не  лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

 

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ  СНА

 

Колокольчик ледяной,

Он всегда, везде со мной,

«Просыпайтесь!»- говорит,

«Закаляйтесь!» - всем велит.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура, я проснулся(лась).

Вот  проснулся  петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

На ковре котята  спят,

Просыпаться не хотят.

Вот  на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

 

Вместе с солнышком  встаем,

Вместе  с птичками  поем,

С добрым  утром, с новым  днем.

Вот как  славно  мы живем.

 

Как научить ребенка вести себя за столом

 

Многих  родителей интересует  этот  вопрос.  Многие  дети  и на третьем  году требуют, что бы их кормили  взрослые, просят почитать  книги. Родители знают, что этого  делать нельзя, но идут на различные ухищрения, лишь  бы накормить  малыша.  У ребенка необходимо  вырабатывать положительное  отношение  к приему пищи: не нужно  накладывать на тарелку слишком много пищи;  никогда не кормите ребенка насильно; не разрешайте уносить с собой куски хлеба, яблоки,  сладости; не следует между приемами пищи давать дополнительную еду,  не стоит давать сладости «под  просмотр» телевизора, показывайте образец приема пищи, выработайте свой порядок за столом.  Участие ребенка в семейном ужине  имеет для него очень важно.  Это  значит, что он принят в семье, является равноправным  членом, следовательно должен  выполнять правила, принятые в семье за столом. Например, закончив  еду нужно  дождаться  всех. Атмосфера за столом должна быть доброжелательная, темы разговоров  приятны и интересны для всех членов без исключения. Очень распространено мнение, что за столом нельзя разговаривать. Но все же это возможно,  ребенок имеет право участвовать в беседе и быть выслушанным, если выполняются следующие правила: если в это время во рту у него не пищи, если он вступил в разговор, не перебив другого. Если ребенку сложно выполнять эти правила, стоит временно отказаться от бесед за столом.  Еще один важный момент - это запрет на обсуждение манеры приема пищи, лучше лишний раз показать как правильно вести себя за столом на своем личном примере.

 

Стресс. Основные признаки стрессового состояния у детей

 

Часто употребляемый  термин «стресс» означает  ответ  организма  и личности  на экстремальные  воздействия или повышенную  нагрузку. В психологии  этот  понятие  наполнилось  новым  содержанием, и в настоящее  время рассматривается как механизм регуляции  отношений организма  со средой.

 

Приход в детский сад это стресс – для многих детей первый в жизни. Адаптационный период протекает по-разному, в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания. Существуют разные мнения о сроках адаптации от 7-10 дней до года, самые приближенные к действительности от 4-6мес до года. С отрывом от матери ребенок теряет часть себя, образуется пустота, которая до шести месяцев переживается, а потом начинает заполняться. Поэтому об окончательной адаптации  можно говорить к концу года.

Устойчивое  положительное  настроение  свидетельствует об  успешной  адаптации  ребенка к социально-гигиенической  среде образовательного  учреждения. Частая  смена настроения  или устойчивое  отрицательное  настроение  говорит об обратном.

Существует теория,  согласно которой  стресс состоит из трех фаз:

 

1.    НАПРЯЖЕНИЕ.

На этой фазе организм сопротивляется за счет  мобилизации своих ресурсов.  Всегда в первую очередь  страдает эмоциональная сфера. В эмоциональном плане появляются такие эмоции как тревога, паника, крик, плач (попытка вернуть маму). Успокоение наступает за счет адаптационной энергии.

 

1.    СТАБИЛИЗАЦИЯ.

На втором этапе стабилизации признаки тревоги исчезают.  Эта фаза характеризуется неустойчивостью настроения, равнодушие к собственной деятельности, нет эмоционального отклика на ситуации. Могут появиться такие поведенческие реакции, как капризность, агрессивность, конфликтность, избирательность мотивации (делать то, что интересно, значимо), экономия эмоций и сил (не желательно самостоятельно одеваться, тем самым получить внимание).

 

1.    ИСТОЩЕНИЕ.

Постепенно, если действие стрессора продолжается, запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки тревоги, теперь они не обратимы. В плане поведенческих проявлений возможны:  отказ еды, сна, стремление к уединению, дрожание рук, качание головой, снижение массы тела, недержание мочи, высокий уровень тревожности, игра половыми органами.

 

Все  вышеперечисленные  признаки могут  говорить  нам о том, что ребенок находится  в стрессовом  состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались.  Кроме того, не все  признаки  могут быть ярко выражены. Но беспокоиться следует даже  тогда,  когда появились  только некоторые  из них.

Наличие вышеуказанных  симптомов  свидетельствует о появлении  психосоматических  расстройств, которые  отражаются  на самочувст-вии, и на поведении  ребенка. Игнорирование их может не только при- вести  к стойким нарушениям   здоровья, но и отразится  на формиро-вании  личностных  качеств.

В образовательном учреждении  в стрессовой ситуации  адаптаци- онный процесс протекает  чаще как реакция приспособления. У детей, как  защитная  реакция,  часто появляется социальная  маска. Они  мо-гут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечта-ниям, трусливыми,  упрямыми, беспомощными.

К сожалению, эти последствия  стрессов родители своевременно  не замечают или игнорируют. Обычно замечают, что с ребенком что-то  происходит, когда   разворачиваются  множественные  реакции.

Часто бывает так, что признаки  стрессового  состояния  взрослые  замечают, а причину  определить затрудняются.  В этом случае  необходимо обратиться за советом  к  квалифицированному специалисту. Например, депрессивное состояние может быть связано с проблемами личностного роста, а не с наличием  стресса.

 

Кризис трех лет

 

Кризис  3 лет –  один из  наиболее трудных  моментов  в жизни ребенка.  Это-  разрушение и пересмотр  старой системы отношений, процесс выделения  своего «Я».

Кризис трех лет имеет следующие характеристики.

Негативизм. Ребенок  негативно реагирует не на само действие, которое  он отказывается  выполнять, а на требование и просьбу взрослого. Он не делает что-то, только потому, что это предложил  взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок может игнорировать требования только одного члена семьи или  одной воспитательницы. Главный мотив – сделать наоборот. В 3 года ребенок способен поступить вопреки своему  желанию. Поведение определяется  не самим желанием, а отношением со взрослым.

Упрямство. Это реакция ребенка,  который настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он так решил. И требует, чтобы с его мнением считались.

Все эти изменения свидетельствуют, что у ребенка  изменяется отношение к самому себе и  другим людям. Изменение  позиции ребенка, возрастание  его самостоятельности и активности требует от взрослых  своевременной  перестройки. Позиции взрослого и ребенка  должны быть на равных.  Ребенок сказал: «Я сам». Это значит, что  личность существует. И эта личность требует признания.  К сожалению, жизненный опыт и средства выражения у нее не велики, поэтому пользуется  такими, как негативизм и упрямство.  Задача родителей – принять личность ребенка безусловно,  научить его понимать себя и выражать  более конструктивными способами.

Опасными являются  такие мнения, имеющие место в нашем обществе, как «ребенка нужно сломать»,  «показать ему его место» или «кто в доме хозяин». Цель таких способов  взаимодействия с ребенком  - добиться немедленного  послушания.  Данная тактика может иметь негативные последствия.

 

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ  РОДИТЕЛИ

 

  • во время приступа оставайтесь с ребенком, дайте ему почувствовать, что понимаете его;
  • не придавайте большого значения упрямству и капризности, примите  их как данность;
  • не пытайтесь в это время что-то внушать, это бесполезно;
  • будьте настойчивы в поведении с ребенком, если сказали «нет»,
  • оставайтесь дальше при своем мнении, иначе можете зафиксировать истерики, как способ добиться своего;
  • не прибегайте к помощи  посторонних, истеричность и капризность требуют зрителей;
  • в этом  возрасте ребенка по-прежнему  легко отвлечь,  проявите свои творческие способности,  будьте ему другом и интересным партнером по игре, тогда  ребенок быстрее  согласится на комромисс.